«Сибирь» спущена на воду!
Буксир Росатомфлота «Юрибей» спущен на воду
Росатомфлот обеспечил первый заход в порт Сабетта танкера-газовоза «Кристоф де Маржери»
Росатомфлот и «Норникель» продлили договор

Новости предприятия

19.06.09: В погоне за ледяными странниками

В Мурманск вернулся атомный ледокол «Ямал», на котором в течение двадцати дней работала экспедиция института Арктики и Антарктики (ААНИИ), исследовавшая состояние ледяного покрова в районе архипелагов Земля Франца Иосифа и Новая Земля. А если быть конкретнее - исследователей интересовали айсберги, являющиеся угрозой не только мореплавателям, но и морским нефтегазодобытчикам.

    По  заказу Газпрома и других компаний, участвующих в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения, члены экспедиции, используя современные средства наблюдений, вели поиск, учет и исследования ледяных гор, образующихся на арктических архипелагах и затем дрейфующих через Баренцево море. Район Штокмановского газоконденсатного месторождения в основном свободен ото льдов, что благоприятно для освоения этой подводно-подземной кладовой. Однако заносимые течениями время от времени айсберги могут нанести непоправимый ущерб разработке крупнейшего месторождения газа, их столкновение с буровыми установками будет равносильно смерти для последних. Действительно, ничего хорошего не сулит газодобытчикам встреча с ледяным гигантом длиной 450 метров двадцатиметровой высоты - именно такой айсберг встретила на своем пути экспедиция. Другие ледяные пришельцы  оказались поменьше, но и от них исходит опасность и угроза. Всего за время поисково-исследовательских работ ученые ААНИИ в содружестве с вертолетчиками и моряками обнаружили около 80 айсбергов, из них 47 - в заливе Иностранцева на Новой Земле. Используя возможности гидролокации и аэрофотосъемки, исследователи составили полную картину о размерах подводной и надводной частей  айсбергов. А вот маршруты их передвижения, а также встреченных ледовых полей изучали с помощью выставленных буев: всего на льду их разместили сорок, такого количества этих исследовательских приборов еще ни разу не использовалось за одну экспедицию.

  Касаясь практического значения данных исследований, проводимых с 1997 года, начальник отряда ледовых наблюдений ААНИИ Андрей Масанов заметил: «Мы накапливаем данные об айсбергах, чтобы предупредить проектировщиков о серьезности проблемы, с которой столкнутся газодобытчики на Штокмане, когда освоение месторождения перейдет в активную стадию. Опасность айсбергов мы оценивали еще во время работ в Печорском море в районе Варандея, где сегодня действует погрузочный нефтяной терминал компании «Лукойл». Не менее важно оценить степень этой опасности и при освоении Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Исходя из данных об айсбергах, проектировщики должны проработать методы борьбы с ними. Например, канадцы большими буксирами отталкивают некрупные айсберги, если они мешают проведению работ в море».

   В предыдущие годы ученые ААНИИ вели изучение ледовых гор и полей на специализированных судах типа «Нефтегаз», научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов», и вот теперь для этих целей был использован ледокол «Ямал», находящийся в управлении Федерального государственного унитарного предприятия «Атомфлот» Государственной корпорации «Росатом». Большие возможности атомохода по мощности и скорости передвижения в арктических морях позволили значительно расширить масштаб исследований, а для  экипажа обеспечение задач экспедиции института Арктики и Антарктики стало дополнительной работой в период после завершения зимне-весенней навигации.

 

Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.