АТОМ И АРКТИКА: интерактивный музейно-образовательный комплекс

  Интерактивный музейно-образовательный комплекс «Атом и Арктика»: проект реализован в рамках Программы приграничного сотрудничества «Коларктик» в период 16.11.2013 г. – 06.05.2015 г.

  Участники-партнеры проекта: Лапландский университет (Финляндия, Рованиеми), музей «Полария» (Норвегия, Тромсе) и Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «Ленин» ФГУП «Атомфлот».

   Победитель открытого международного конкурса на изготовление дизайн-проекта – компания “Sarner” (Великобритания, Лондон).

 Участники-консультанты: Адмиралтейские верфи, Балтийский завод, Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота, Арктический и антарктический НИИ, Мурманский морской биологический институт Кольского научного центра РАН, Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова, Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии, а также по поручению и при поддержке регионального Министерства образования и науки – Институт развития образования Мурманской области.

  Содержание проекта: на борту а/л «Ленин» создан интерактивный музейно-образовательный комплекс, посвященный географическим особенностям, экологии и биологическому разнообразию Арктики, освоению и развитию Северного морского пути, истории атомного ледокольного флота России, а также научно-техническому прогрессу в ледовом мореплавании и судовой атомной энергетике. Галерея новых выставочных залов общей площадью >300 м2 составлена из 19-и типовых матросских кают, объединенных в 4 экспозиционных блока. Главным достижением стало формирование уникального образовательного пространства – сочетание современных мультимедийных технологий, выверенной, приведенной в строгое соответствие федеральным государственным образовательным стандартам содержательной части экспозиций и, самое важное, неповторимой атмосферы исторического судна.

   Основными составляющими концепции проекта являются:

   1. Передовые технические решения: использовать все, что делает образовательный процесс увлекательным и зрелищным, а также максимально вовлекает в него посетителя. Например, рассказ о полярном сиянии, востребованный в учебных курсах физики, астрономии, географии и краеведения (сущность физического явления, ареал возникновения, магнитное поле Земли, полярные сияния других планет Солнечной системы, значение в мифологии коренных северных народов и т.д.), строится на базе мини-кинотеатра с профессиональным проекционным оборудованием.

   2. Механизм непрерывного образования в действии. Так, для посетителей разных возрастных категорий в структуре одной экспозиции предусмотрены разные способы презентации знаний: промышленное освоение Северного морского пути – это и игра-симулятор проводки каравана судов, и интерактивная карта Севморпути со статистикой, аналитическими выкладками по грузообороту и эффективности трассы, описанием арктических портов (фото, история возникновения, региональная экономическая специализация), и открытый архив – видеозаписи интервью и обращений к посетителям ветеранов флота, оцифрованные документы, фотоальбомы, кинохроники и мн.др.

   3. Включенность в общий историко-культурный контекст: легендарный атомоход – символ присутствия России в Арктике, воплощенная научно-техническая революция. Именно здесь образование становится особенно наглядным и объемным; представленные события, явления, технологии могут быть изучены во всей полноте междисциплинарных связей. Каждый раздел новых экспозиций «проиллюстрирован» подлинниками экспозиции основной. Это музейное образование без границ между теорией и практикой. Все учебные программы работают на русском и английском языках.

   Целью данного проекта является социальное и экономическое развитие Арктического региона путем укрепления международного сотрудничества в области образования и культурного туризма, основными задачами – развитие на базе новой экспозиции региональных и международных образовательных программ; рост интенсивности трансграничного обмена знаниями; усовершенствование обслуживания в образовательной и культурно-досуговой сферах.